О евреях в Торонто

Евреи начали селиться в Торонто в 1830-х гг.; среди них были выходцы из Германии, Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Галиции и Литвы. Уже в 1832 г. законодательное собрание Онтарио приняло закон, обеспечивший евреям гражданское равноправие. Первая еврейская община («Торонто хибру конгрегейшн») возникла в городе в 1845 г.; в 1849 г. она приобрела участок под кладбище. В 1856 г., когда в Торонто проживали 77 евреев, организовался миньян «Санз оф Исраэл»; в 1857 г. его участники вошли в «Торонто хибру конгрегейшн», которая в том же году открыла синагогу «Холи блоссом» (поскольку в этой общине преобладала тенденция к модернизации богослужения, характерная для зародившегося в Германии реформизма в иудаизме, «Холи блоссом» была также известна как дайче шул — `немецкая синагога`); в 1859 г. при ней открылся хедер. 

В конце 19 в. – начале 20 в. численность еврейского населения Торонто быстро росла, главным образом за счет притока иммигрантов из Восточной Европы: в 1871 г. здесь насчитывалось 157 евреев, в 1881 г. — 548, в 1891 г. — 1425, в 1901 г. — 3090, в 1911 г. — 18 237, в 1921 г. — 34 619, в 1931 г. — 45 305. Первоначально их основными занятиями были мелкая торговля вразнос  и портняжное дело; в дальнейшем значительно увеличилось число коммерсантов и представителей свободных профессий. Выходцы из России основали общины «Гоэл цедек» и «Хеврат тхиллим» (обе — в 1883 г.), иммигранты из Галиции — «Шомре шаббос» (1889). В 1899 г. открылась синагога «Бет Я‘аков» («польская»), в 1902 г. — «Эдат Исраэль» («румынская»). В первые десятилетия 20 в. число еврейских общин, многие из которых фактически представляли собой землячества, значительно увеличилось, и к началу 1940-х гг. их было уже около 60. Почти все эти общины были ортодоксальными ; до середины 1950-х гг. единственным исключением оставалась «Холи блоссом», однако и она присоединилась к реформистскому Союзу американских еврейских конгрегаций лишь в начале 1920-х гг., а окончательно перешла на позиции реформизма только в 1929 г., когда ее возглавил раввин М. Эйзендрат (1902–73). В начале 1950-х гг. «Гоэл цедек» и «Хеврат тхиллим» объединились в консервативную общину «Бет цедек». 

В первом десятилетии 20 в. в Торонто появились сионистские кружки, секции Арбетер ринг, Бунда, Сионистской социалистической рабочей партии, По‘алей Цион, еврейских анархистов, в 1911 г. — отделение Мизрахи, в 1920-х гг. возникла прокоммунистическая Рабочая лига (после 1945 г. — Объединенный орден еврейского народа) и группа левых По‘алей Цион. Первым в городе еврейским учебным заведением стала талмуд-тора, основанная раввином Я. Гордоном в 1907 г.; хотя в целом она была ортодоксальной, иврит преподавался в ней как разговорный язык. В 1911 г. еврейские организации левого толка открыли Национальную радикальную школу (позднее — школа имени И. Л. Переца) с преподаванием на идиш (первое учебное заведение такого рода в Северной Америке); несколько лет спустя По‘алей Цион создали собственную школу «Фарбанд фолк» (с 1920-х гг. — школа имени Х. Н. Бялика). В 1916 г. группа выходцев из Царства Польского (см. Польша. Царство Польское с 1815 г. до начала Первой мировой войны) организовала чисто ортодоксальную талмуд-тора «Эц хаим»; за ней последовали иешивы «Нер Исраэль» и «Иесодей ха-Тора» (последнюю основали венгерские хасиды), ортодоксальная средняя школа для девочек «Бет Я‘аков». В 1920-х гг. начал действовать крупный общинный учебный комплекс с преподаванием на иврите, в состав которого входили две начальные школы (дневная и вечерняя), а также средняя школа «Торонто хибру экедеми»; под эгидой Рабочей лиги была открыта школа имени М. Винчевского. Левые По‘алей Цион создали в 1932 г. школу и детский сад имени Б. Борохова. 

В 1868 и 1875 гг. в Торонто возникли первые еврейские благотворительные  общества, в конце 19 в. – начале 20 в. их число значительно возросло. В 1917 г. они образовали федерацию, а в 1937 г. учредили Объединенный еврейский социальный фонд. Еще до Первой мировой войны в районе, где преимущественно селились евреи, действовала бесплатная клиника; в 1918 г. начал работать еврейский дом престарелых, в 1923 г. — еврейская больница «Маунт Сайнай», организованная женской благотворительной организацией «Эзрат нашим». В межвоенный период в Торонто действовали еврейские профсоюзы, выходили газеты и ставились спектакли на идиш. 

После Первой мировой войны в Торонто заметно усилился антисемитизм: евреев открыто дискриминировали при найме на работу, не принимали в престижные клубы, студенческие братства, не допускали в фешенебельные гостиницы и рестораны; в кварталах, населенных представителями «среднего» класса, домовладельцы заключали «пакты», обязывавшие их участников не продавать и не сдавать в аренду жилье еврейским семьям. В 1930-х гг. в некоторых районах города евреи подвергались нападениям со стороны пронацистски настроенной молодежи. Тогда же канадские власти ввели жесткие ограничения на иммиграцию, и приток евреев в Торонто значительно уменьшился: в город прибывали лишь сравнительно небольшие группы беженцев из европейских стран, главным образом из Германии и Австрии. С начала Второй мировой войны юдофобия пошла на убыль. В 1946 г. муниципалитет Торонто решил не выдавать лицензии ресторанам и увеселительным заведениям, куда не допускались евреи и представители других национальных меньшинств. В 1951 г. законодательное собрание Онтарио приняло первый в Канаде акт, запрещающий дискриминацию в области трудоустройства; в 1954 г. было утверждено сходное установление в отношении гостиниц и ресторанов.

После Второй мировой войны в Торонто было расселено (при содействии Канадского еврейского конгресса) значительное число переживших Катастрофу европейских евреев из лагерей для перемещенных лиц. В 1956–57 гг., после антикоммунистического восстания в Венгрии, в еврейскую общину Торонто влились эмигранты из этой страны, в 1960-х гг. — сефарды из Марокко (до этого в городе жили почти исключительно ашкеназы). В 1941 г. численность еврейского населения Торонто составила 49 046 человек, в 1951 г. в Большом Торонто насчитывалось 66 773 еврея, в 1961 г. — 88 648, в 1971 г. — около 105 тысяч.

В послевоенные годы число синагог в Торонто уменьшилось, главным образом в результате слияния мелких общин, вызванного постепенным распадом большей части землячеств. Возросла активность еврейских общественных организаций: например, в этот период в Торонто работали свыше 70 отделений Хадассы (с 1958 г. — Хадасса-ВИЦО), 28 секций Национального совета еврейских женщин Канады, 26 мужских и 18 женских лож Бней-Брит. Для координации деятельности общинных школ, число которых после Второй мировой войны заметно увеличилось, в 1949 г. было учреждено Бюро еврейского образования (затем — Совет по еврейскому образованию), открывшее затем педагогическое училище. В 1948 г. еврейские ассоциации Торонто большей частью приветствовали провозглашение независимости Израиля; сбор пожертвований в пользу еврейского государства взял на себя Объединенный еврейский социальный фонд, установивший тесные контакты с Сионистским советом Торонто. Значительно сократилось влияние левых радикалов: так, после осуждения сталинизма на ХХ съезде КПСС (1956 г.) большая группа руководителей и рядовых членов Объединенного ордена еврейского народа покинула эту организацию; в 1959 г. они образовали Новую еврейскую братскую ассоциацию, присоединившуюся позднее к Канадскому еврейскому конгрессу.

В 1970-х – первой половине 1990-х гг. численность еврейского населения Большого Торонто продолжала расти, преимущественно за счет притока иммигрантов (только в 1982–91 гг. в городе обосновалось 16 855 вновь прибывших в Канаду евреев, 25% которых составили выходцы из Советского Союза, 20% — из Израиля, 14% — из Южно-Африканской республики, 11% — из США) и переселения в Торонто и окрестные города большого числа еврейских семей из соседней провинции Квебек, прежде всего из ее столицы Монреаль (главные причины этой миграции — быстрое экономическое развитие Онтарио, прежде всего района Торонто, а также политическая нестабильность и рост антисемитизма в Квебеке, вызванные стремлением значительной части его франкоязычного населения к отделению от преимущественно англоязычной Канады). В 1981 г. в Большом Торонто проживало 123 730 евреев, в Онтарио — 148 255 (около половины еврейского населения страны); в 1991 г. численность еврейского населения Большого Торонто составила 162 650 человек (4,2% всего населения агломерации, 45,6% канадского еврейства). В этот же период основная часть евреев города переехала из его центральных районов в пригороды, где были построены новые синагоги и общинные центры. В начале 1990-х гг. около 9% евреев Торонто состояли в смешанном браке (при 12,9% в среднем по стране).

В последней четверти 20 в. в Торонто действовали десятки политических, благотворительных, культурных, женских, молодежных, спортивных еврейских организаций, выходили еврейские газеты «Кэнэдиэн джуиш ньюс», «Кроникл-Ревью», работали еврейские театры, устраивались фестивали еврейских фильмов. В общине усилились центростремительные тенденции: с начала 1976 г. Канадский еврейский конгресс и Объединенный еврейский социальный фонд (с 1992 г. — Еврейская федерация Большого Торонто) проводят совместные кампании по сбору пожертвований в пользу Израиля и на местные нужды. Создаются новые еврейские учебные заведения: так, в 1973 г. открылась средняя иешива «Ор хаим», работающая под эгидой Мизрахи, в 1975 г. — первая в Канаде реформистская школа имени Л. Бека. На протяжении многих лет евреи Торонто и других городов Онтарио вели упорную борьбу за полное или частичное финансирование общинных школ из местного бюджета (наравне с католическими учебными заведениями и еврейскими школами других провинций Канады), однако к середине 1990-х гг. ни длительные переговоры с властями, ни обращения в судебные инстанции не дали никаких результатов. Более успешной оказалась предпринятая в Онтарио во второй половине 1980-х гг. попытка добиться отмены провинциальных законов, запрещающих работу и торговлю по воскресеньям. Хотя Верховный суд провинции отверг просьбу еврейских организаций отменить эти законы как дискриминационные по отношению ко всем, кто не исповедует христианство, в конце 1987 г. правительство Онтарио предоставило муниципалитетам право решать этот вопрос по своему усмотрению, и вскоре в ряде пригородов Торонто со значительным еврейским населением соответствующие установления были пересмотрены.

В 1980-х – начале 1990-х гг. Торонто был одним из крупнейших в Северной Америке центров антисемитской пропаганды; ее вели, в частности, группировки белых расистов Фронт наследия (основан в 1989 г.), Церковь Создателя, Националистическая партия Канады, негритянское объединение Нация ислама. В 1991 г. в городе было зарегистрировано 130 антисемитских инцидентов, в 1992 г. — 97, в 1993 г. — 107, в 1994 г. — 146. В Торонто выпускаются и распространяются юдофобские сочинения, среди авторов которых есть представители академических кругов (например, профессор местного университета Р. О. Дрисколл). В середине 1980-х гг. Э. Зундель, типограф из Торонто (выходец из Германии, не имевший канадского гражданства), был привлечен к суду по обвинению в издании и распространении антисемитской литературы, прежде всего материалов, в которых отрицается Катастрофа европейского еврейства, и приговорен к 15 месяцам тюремного заключения и трем годам условно. В 1987 г. апелляционный суд отменил это решение, однако в 1988 г. Зундель был признан виновным в нарушении закона, запрещающего «распространение ложных сведений», и приговорен к девяти месяцам лишения свободы. В 1992 г. Верховный суд Онтарио признал неконституционным закон, на основании которого Зунделя вторично привлекли к суду, что автоматически повлекло за собой отмену вынесенного ему приговора. В 1994 г. лидер Фронта наследия и два его сторонника были заключены в тюрьму за пропаганду расовой ненависти; одновременно выяснилось, что директор этой организации, активно участвовавший в ее создании, действовал по заданию канадской контрразведки и при ее финансовой поддержке.

До Первой мировой войны евреи не играли заметной роли в политической жизни Торонто; лишь Н. Л. Штайнер был в 1881, 1883–85 и 1897 гг. олдерменом (членом муниципального совета). С 1920-х гг. положение начало меняться: представителей еврейской общины стали регулярно избирать олдерменами, попечителями учебных заведений, назначать на различные официальные должности. В 1954–62 гг. пост мэра Торонто занимал Н. Филипс, в 1963–66 гг. — Ф. Гивенс, в 1969 г. заместителем мэра города стал Д. Ротенберг. С 1950-х гг. евреи неоднократно возглавляли муниципалитеты пригородов Торонто (Йорка, Норт-Йорка, Форест Хилл Вилидж и других). В 1968 г. от Торонто и окрестных населенных пунктов в федеральный парламент Канады были избраны четыре еврея, причем все они одержали победу в округах с незначительным еврейским населением. В 1970 г. С. Льюис стал лидером Новой демократической партии в провинции Онтарио; в 1971 г. С. Робинс возглавил Юридическое общество Верхней Канады, а Х. Артурс и М. Фридман были назначены деканами престижных юридических колледжей в Торонто. В 1980 г. Р. Каплан из Торонто вошел в состав кабинета министров Канады, сформированного лидером Либеральной партии П. Э. Трюдо. В 1970–90-х гг. М. Ластман девять раз избирался мэром Норт-Йорка. В правительство Онтарио, сформированное в 1985 г., были включены М. Куинтер и Элинор Каплан; в 1985–87 гг. провинциальной организацией Прогрессивно-консервативной партии руководил Л. Гроссман. В 1987 г. в законодательное собрание Онтарио прошли пять евреев (трое из них стали членами вновь сформированного правительства провинции), в 1990 г. — три. В 1993 г. Б. Кэмпбелл был избран от Торонто в Федеральный парламент Канады.

Тема антисемитской пропаганды продолжает быть актуальной не только в Торонто, но и по всему миру. Любопытствующим можно заглянуть на сайт - неофициальную страницу Моше Кантора, где можно найти интересную информацию в продолжение затронутой здесь тематики.


Источник: Электронная еврейская энциклопедия



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы , чтобы оставить или оценить комментарий.



Сейчас на сайте: 1
Посетителей: 1
Пользователей: 0