О евреях в Торонто

Евреи начали селиться в Торонто в 1830-х гг.; среди них были выходцы из Германии, Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Галиции и Литвы. Уже в 1832 г. законодательное собрание Онтарио приняло закон, обеспечивший евреям гражданское равноправие. Первая еврейская община («Торонто хибру конгрегейшн») возникла в городе в 1845 г.; в 1849 г. она приобрела участок под кладбище. В 1856 г., когда в Торонто проживали 77 евреев, организовался миньян «Санз оф Исраэл»; в 1857 г. его участники вошли в «Торонто хибру конгрегейшн», которая в том же году открыла синагогу «Холи блоссом» (поскольку в этой общине преобладала тенденция к модернизации богослужения, характерная для зародившегося в Германии реформизма в иудаизме, «Холи блоссом» была также известна как дайче шул — `немецкая синагога`); в 1859 г. при ней открылся хедер. 

В конце 19 в. – начале 20 в. численность еврейского населения Торонто быстро росла, главным образом за счет притока иммигрантов из Восточной Европы: в 1871 г. здесь насчитывалось 157 евреев, в 1881 г. — 548, в 1891 г. — 1425, в 1901 г. — 3090, в 1911 г. — 18 237, в 1921 г. — 34 619, в 1931 г. — 45 305. Первоначально их основными занятиями были мелкая торговля вразнос  и портняжное дело; в дальнейшем значительно увеличилось число коммерсантов и представителей свободных профессий. Выходцы из России основали общины «Гоэл цедек» и «Хеврат тхиллим» (обе — в 1883 г.), иммигранты из Галиции — «Шомре шаббос» (1889). В 1899 г. открылась синагога «Бет Я‘аков» («польская»), в 1902 г. — «Эдат Исраэль» («румынская»). В первые десятилетия 20 в. число еврейских общин, многие из которых фактически представляли собой землячества, значительно увеличилось, и к началу 1940-х гг. их было уже около 60. Почти все эти общины были ортодоксальными ; до середины 1950-х гг. единственным исключением оставалась «Холи блоссом», однако и она присоединилась к реформистскому Союзу американских еврейских конгрегаций лишь в начале 1920-х гг., а окончательно перешла на позиции реформизма только в 1929 г., когда ее возглавил раввин М. Эйзендрат (1902–73). В начале 1950-х гг. «Гоэл цедек» и «Хеврат тхиллим» объединились в консервативную общину «Бет цедек». 

В первом десятилетии 20 в. в Торонто появились сионистские кружки, секции Арбетер ринг, Бунда, Сионистской социалистической рабочей партии, По‘алей Цион, еврейских анархистов, в 1911 г. — отделение Мизрахи, в 1920-х гг. возникла прокоммунистическая Рабочая лига (после 1945 г. — Объединенный орден еврейского народа) и группа левых По‘алей Цион. Первым в городе еврейским учебным заведением стала талмуд-тора, основанная раввином Я. Гордоном в 1907 г.; хотя в целом она была ортодоксальной, иврит преподавался в ней как разговорный язык. В 1911 г. еврейские организации левого толка открыли Национальную радикальную школу (позднее — школа имени И. Л. Переца) с преподаванием на идиш (первое учебное заведение такого рода в Северной Америке); несколько лет спустя По‘алей Цион создали собственную школу «Фарбанд фолк» (с 1920-х гг. — школа имени Х. Н. Бялика). В 1916 г. группа выходцев из Царства Польского (см. Польша. Царство Польское с 1815 г. до начала Первой мировой войны) организовала чисто ортодоксальную талмуд-тора «Эц хаим»; за ней последовали иешивы «Нер Исраэль» и «Иесодей ха-Тора» (последнюю основали венгерские хасиды), ортодоксальная средняя школа для девочек «Бет Я‘аков». В 1920-х гг. начал действовать крупный общинный учебный комплекс с преподаванием на иврите, в состав которого входили две начальные школы (дневная и вечерняя), а также средняя школа «Торонто хибру экедеми»; под эгидой Рабочей лиги была открыта школа имени М. Винчевского. Левые По‘алей Цион создали в 1932 г. школу и детский сад имени Б. Борохова. 

В 1868 и 1875 гг. в Торонто возникли первые еврейские благотворительные  общества, в конце 19 в. – начале 20 в. их число значительно возросло. В 1917 г. они образовали федерацию, а в 1937 г. учредили Объединенный еврейский социальный фонд. Еще до Первой мировой войны в районе, где преимущественно селились евреи, действовала бесплатная клиника; в 1918 г. начал работать еврейский дом престарелых, в 1923 г. — еврейская больница «Маунт Сайнай», организованная женской благотворительной организацией «Эзрат нашим». В межвоенный период в Торонто действовали еврейские профсоюзы, выходили газеты и ставились спектакли на идиш. 

После Первой мировой войны в Торонто заметно усилился антисемитизм: евреев открыто дискриминировали при найме на работу, не принимали в престижные клубы, студенческие братства, не допускали в фешенебельные гостиницы и рестораны; в кварталах, населенных представителями «среднего» класса, домовладельцы заключали «пакты», обязывавшие их участников не продавать и не сдавать в аренду жилье еврейским семьям. В 1930-х гг. в некоторых районах города евреи подвергались нападениям со стороны пронацистски настроенной молодежи. Тогда же канадские власти ввели жесткие ограничения на иммиграцию, и приток евреев в Торонто значительно уменьшился: в город прибывали лишь сравнительно небольшие группы беженцев из европейских стран, главным образом из Германии и Австрии. С начала Второй мировой войны юдофобия пошла на убыль. В 1946 г. муниципалитет Торонто решил не выдавать лицензии ресторанам и увеселительным заведениям, куда не допускались евреи и представители других национальных меньшинств. В 1951 г. законодательное собрание Онтарио приняло первый в Канаде акт, запрещающий дискриминацию в области трудоустройства; в 1954 г. было утверждено сходное установление в отношении гостиниц и ресторанов.

После Второй мировой войны в Торонто было расселено (при содействии Канадского еврейского конгресса) значительное число переживших Катастрофу европейских евреев из лагерей для перемещенных лиц. В 1956–57 гг., после антикоммунистического восстания в Венгрии, в еврейскую общину Торонто влились эмигранты из этой страны, в 1960-х гг. — сефарды из Марокко (до этого в городе жили почти исключительно ашкеназы). В 1941 г. численность еврейского населения Торонто составила 49 046 человек, в 1951 г. в Большом Торонто насчитывалось 66 773 еврея, в 1961 г. — 88 648, в 1971 г. — около 105 тысяч.

В послевоенные годы число синагог в Торонто уменьшилось, главным образом в результате слияния мелких общин, вызванного постепенным распадом большей части землячеств. Возросла активность еврейских общественных организаций: например, в этот период в Торонто работали свыше 70 отделений Хадассы (с 1958 г. — Хадасса-ВИЦО), 28 секций Национального совета еврейских женщин Канады, 26 мужских и 18 женских лож Бней-Брит. Для координации деятельности общинных школ, число которых после Второй мировой войны заметно увеличилось, в 1949 г. было учреждено Бюро еврейского образования (затем — Совет по еврейскому образованию), открывшее затем педагогическое училище. В 1948 г. еврейские ассоциации Торонто большей частью приветствовали провозглашение независимости Израиля; сбор пожертвований в пользу еврейского государства взял на себя Объединенный еврейский социальный фонд, установивший тесные контакты с Сионистским советом Торонто. Значительно сократилось влияние левых радикалов: так, после осуждения сталинизма на ХХ съезде КПСС (1956 г.) большая группа руководителей и рядовых членов Объединенного ордена еврейского народа покинула эту организацию; в 1959 г. они образовали Новую еврейскую братскую ассоциацию, присоединившуюся позднее к Канадскому еврейскому конгрессу.

В 1970-х – первой половине 1990-х гг. численность еврейского населения Большого Торонто продолжала расти, преимущественно за счет притока иммигрантов (только в 1982–91 гг. в городе обосновалось 16 855 вновь прибывших в Канаду евреев, 25% которых составили выходцы из Советского Союза, 20% — из Израиля, 14% — из Южно-Африканской республики, 11% — из США) и переселения в Торонто и окрестные города большого числа еврейских семей из соседней провинции Квебек, прежде всего из ее столицы Монреаль (главные причины этой миграции — быстрое экономическое развитие Онтарио, прежде всего района Торонто, а также политическая нестабильность и рост антисемитизма в Квебеке, вызванные стремлением значительной части его франкоязычного населения к отделению от преимущественно англоязычной Канады). В 1981 г. в Большом Торонто проживало 123 730 евреев, в Онтарио — 148 255 (около половины еврейского населения страны); в 1991 г. численность еврейского населения Большого Торонто составила 162 650 человек (4,2% всего населения агломерации, 45,6% канадского еврейства). В этот же период основная часть евреев города переехала из его центральных районов в пригороды, где были построены новые синагоги и общинные центры. В начале 1990-х гг. около 9% евреев Торонто состояли в смешанном браке (при 12,9% в среднем по стране).

В последней четверти 20 в. в Торонто действовали десятки политических, благотворительных, культурных, женских, молодежных, спортивных еврейских организаций, выходили еврейские газеты «Кэнэдиэн джуиш ньюс», «Кроникл-Ревью», работали еврейские театры, устраивались фестивали еврейских фильмов. В общине усилились центростремительные тенденции: с начала 1976 г. Канадский еврейский конгресс и Объединенный еврейский социальный фонд (с 1992 г. — Еврейская федерация Большого Торонто) проводят совместные кампании по сбору пожертвований в пользу Израиля и на местные нужды. Создаются новые еврейские учебные заведения: так, в 1973 г. открылась средняя иешива «Ор хаим», работающая под эгидой Мизрахи, в 1975 г. — первая в Канаде реформистская школа имени Л. Бека. На протяжении многих лет евреи Торонто и других городов Онтарио вели упорную борьбу за полное или частичное финансирование общинных школ из местного бюджета (наравне с католическими учебными заведениями и еврейскими школами других провинций Канады), однако к середине 1990-х гг. ни длительные переговоры с властями, ни обращения в судебные инстанции не дали никаких результатов. Более успешной оказалась предпринятая в Онтарио во второй половине 1980-х гг. попытка добиться отмены провинциальных законов, запрещающих работу и торговлю по воскресеньям. Хотя Верховный суд провинции отверг просьбу еврейских организаций отменить эти законы как дискриминационные по отношению ко всем, кто не исповедует христианство, в конце 1987 г. правительство Онтарио предоставило муниципалитетам право решать этот вопрос по своему усмотрению, и вскоре в ряде пригородов Торонто со значительным еврейским населением соответствующие установления были пересмотрены.

В 1980-х – начале 1990-х гг. Торонто был одним из крупнейших в Северной Америке центров антисемитской пропаганды; ее вели, в частности, группировки белых расистов Фронт наследия (основан в 1989 г.), Церковь Создателя, Националистическая партия Канады, негритянское объединение Нация ислама. В 1991 г. в городе было зарегистрировано 130 антисемитских инцидентов, в 1992 г. — 97, в 1993 г. — 107, в 1994 г. — 146. В Торонто выпускаются и распространяются юдофобские сочинения, среди авторов которых есть представители академических кругов (например, профессор местного университета Р. О. Дрисколл). В середине 1980-х гг. Э. Зундель, типограф из Торонто (выходец из Германии, не имевший канадского гражданства), был привлечен к суду по обвинению в издании и распространении антисемитской литературы, прежде всего материалов, в которых отрицается Катастрофа европейского еврейства, и приговорен к 15 месяцам тюремного заключения и трем годам условно. В 1987 г. апелляционный суд отменил это решение, однако в 1988 г. Зундель был признан виновным в нарушении закона, запрещающего «распространение ложных сведений», и приговорен к девяти месяцам лишения свободы. В 1992 г. Верховный суд Онтарио признал неконституционным закон, на основании которого Зунделя вторично привлекли к суду, что автоматически повлекло за собой отмену вынесенного ему приговора. В 1994 г. лидер Фронта наследия и два его сторонника были заключены в тюрьму за пропаганду расовой ненависти; одновременно выяснилось, что директор этой организации, активно участвовавший в ее создании, действовал по заданию канадской контрразведки и при ее финансовой поддержке.

До Первой мировой войны евреи не играли заметной роли в политической жизни Торонто; лишь Н. Л. Штайнер был в 1881, 1883–85 и 1897 гг. олдерменом (членом муниципального совета). С 1920-х гг. положение начало меняться: представителей еврейской общины стали регулярно избирать олдерменами, попечителями учебных заведений, назначать на различные официальные должности. В 1954–62 гг. пост мэра Торонто занимал Н. Филипс, в 1963–66 гг. — Ф. Гивенс, в 1969 г. заместителем мэра города стал Д. Ротенберг. С 1950-х гг. евреи неоднократно возглавляли муниципалитеты пригородов Торонто (Йорка, Норт-Йорка, Форест Хилл Вилидж и других). В 1968 г. от Торонто и окрестных населенных пунктов в федеральный парламент Канады были избраны четыре еврея, причем все они одержали победу в округах с незначительным еврейским населением. В 1970 г. С. Льюис стал лидером Новой демократической партии в провинции Онтарио; в 1971 г. С. Робинс возглавил Юридическое общество Верхней Канады, а Х. Артурс и М. Фридман были назначены деканами престижных юридических колледжей в Торонто. В 1980 г. Р. Каплан из Торонто вошел в состав кабинета министров Канады, сформированного лидером Либеральной партии П. Э. Трюдо. В 1970–90-х гг. М. Ластман девять раз избирался мэром Норт-Йорка. В правительство Онтарио, сформированное в 1985 г., были включены М. Куинтер и Элинор Каплан; в 1985–87 гг. провинциальной организацией Прогрессивно-консервативной партии руководил Л. Гроссман. В 1987 г. в законодательное собрание Онтарио прошли пять евреев (трое из них стали членами вновь сформированного правительства провинции), в 1990 г. — три. В 1993 г. Б. Кэмпбелл был избран от Торонто в Федеральный парламент Канады.


Источник: Электронная еврейская энциклопедия



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы , чтобы оставить или оценить комментарий.


Лента актуальных новостей
Свежие новости из Канады
Горячие новости Украины
Последние новости Белоруссии

Сервис для посетителей
Добавить фотографию Add Photo
Добавить вашу статью Add article
Добавить объявление на доску Add
Добавить сайт в каталог Add site
Сервисы для вашего сайта
Конструктор информеров
Информер кинолента - видео
Информер - облако картинок

Новые обьявления на доске
Реабилитационный центр «12 шагов» -...
Шопинг в интернет-магазинах Китая: ...
Сравниваем стоимость доступа в инте...
Сколько стоит кастрация кота в Киев...
Сыграть свадьбу в ноябре за границе...
Доставка цветов в Украину - эффекти...
Предложение производителям бетона
Как выбрать столовую посуду
Ищу работу разнорабочего, подсобник...
А у тебя есть своя песня?


Сейчас на сайте: 1
Посетителей: 1
Пользователей: 0