17:02 Украинский-бандурист-канадец Виктор Мишалов | |
С 4 по 13 ноября 2010 в Харькове проходил V Международный конкурс исполнителей на украинских народных инструментах им.Гната Хоткевича. Уже в четвертый раз известный бандурист, композитор, музыковед и общественный деятель Виктор Мишалов из Канады член жюри этого конкурса. Он на протяжении десятилетий исследует и публикует наследие Гната Хоткевича. В этом году в конкурсе приняли участие около 100 участников из Украины, Беларуси, Канады, США. В состав жюри вошли авторитетные специалисты из Украины, Российской Федерации, Канады.
- Виктор, конкурс международный, но участников из-за границы на нем не так много. Есть же украинский бандуристы во Франции, Германии, Польши. - Из Польши были бандуристы на предыдущем конкурсе. Бандуристам из Польши трудно конкурировать с Украины – там нет консерватории, где обучают игре на бандуре. А в последнее время и приобрести бандуру невозможно. Да и работы для бандуриста в Польше не хватает. В Канаде и Америке легче, потому что есть большие сплоченные общины, они приглашают бандуристов, оплачивают игру. Интересно, что в Украине люди ждут, чтобы концерты организовала государство. А у нас нанял зал, выставил рекламу и люди приходят. Есть также лица, приглашают музыкантов к себе на домашние концерты: после ужина музыкант играет, а потом есть время пообщаться со слушателями и предложить им диски с записями. Украинская жизнь в Торонто довольно оживленное. Есть украинские газеты, радио, телевидение, восемь целодневных украинских школ, кафедра украинского языка в университете. Мой ученик, 16-летний Борис Остапенко, – самый молодой участник конкурса, впервые приехал в Украину. Его родители родились в Польше. Дома говорят только на украинском. - Кажется, что украинская диаспора в США и Канаде и украинцы в Украине – это как два разных мира, которые почти не имеют точек соприкосновения? А диаспора же имеет немалый опыт сохранения идентичности в среде, побуждает к ассимиляции. Как вы думаете, Украина может перенять этот опыт? - Сейчас обмен информацией намного бодрее, чем раньше. Но во многих случаях лица с консервативным мировоззрением и впредь занимают ведущие места в области управления культурой. Хочется удержать лучшие достижения прошлого. Но часто эти формы финансово убыточные, следует изменить коллективы, чтобы они могли финансово воздерживаться. Вот, например капелла бандуристов аж из 70 человек. Чтобы поехать где выступить, нужно несколько автобусов … Есть люди, заинтересованные в изменениях. Но воспитаны поколения людей, которые делают только то, что давно научились делать. Взяться за то, что им еще не известно, на что нет «благословение с верхов», готов далеко не каждый. Художественные мероприятия, обучение должно, мол, организовывать государство. В Канаде же действуют самостоятельные университеты, молодежь берет уроки у частных преподавателей. - Напомним, что до октябрьского переворота молодые люди «самочинно» приходили к известных кобзарей и бандуристов и учились у них без посредничества государства. - Да. Пока в Украине не разработана форма, когда студент может учиться у преподавателя, которого сам выберет, а потом сдавать экзамен государственной комиссии. В Канаде в консерватории экзамены проводятся дважды или трижды в год. Причем можно сдавать их по системе или канадской, или же британской консерватории. К примеру, студенты, которые учатся как делать изделия из стекла – могут сдать экзамен, выполнив реальный заказ от какого-то клиента на изготовления изделия со стекла, а бандуристы в Канаде имеют собственные музыкальные школы. - Как вам музыкальная атмосфера в Украине в целом, «фон» – в кафе, на улицах, на телевидении, радио, как вам мебель в наших кафе? - Мне не нравится. В Торонто есть два радиоканала, которые играют исключительно классическую музыку. Эти каналы слушает преимущественно элита страны. Элита не слушает уличную музыку, ориентированную на низшие образцы. Пока в Украине нет выбора – информационные каналы в руках определенных лиц, которые диктуют, что слушать большинства. Что касается оформления кафе – мне очень понравилась мебель из стекла, у нас такой нет. Он первым описал историю бандуры - Вы опубликовали пять работ Гната Хоткевича. Во время конкурса состоялась презентация одной из них – «Бандура и его конструкция». Как вам в Канаде удалось собрать и упорядочить эти материалы? - Мой дядя Григорий Бажул учился в Харькове в Хоткевича. За то, что дал ему хлебные карточки во время голода, получил два года заключения в какой колонии, кажется, в Бердянске. Потом вернулся в Харьков. И когда Хоткевича арестовали и должны конфисковать его имущество, его жена дала моему дяде охапку рукописей. Он их вывоз в Австралию. Таким образом у меня оказалось немало композиций Гната Хоткевича. Также есть ряд рукописей, которые я получил от Леонида Гайдамаки с США – он преподавал бандуру в Харьковской консерватории после Хоткевича, был художественным руководителем оркестра народных инструментов. Его жена окончила факультет украинской филологии Харьковского университета, училась у Николая Сумцова. Ее взял к себе на работу Николай Скрипник, чтобы она помогла ему с разработкой правописания. В Детройте жил другой ученик Хоткевича, Григорий Назаренко, который был участником Полтавской капеллы бандуристов. Были и другие участники, они делились воспоминаниями, имели нотные записи. Мне удалось это все собрать. Я издал в Харькове сборник произведений Гната Хоткевича, которые он писал для своих учеников, и труд «Бандура и его репертуар». Когда Ходкевич здесь преподавал, то еще не было методологической и учебной литературы для игры на бандуре. Он был первым, кто описал историю бандуры и технику игры. А он же писатель! Его речь очень хорошая, с юмором. - Какой тираж у этих книг и как они распространяются по Украине? Вот, например, в Броварах под Киевом или в Горохове на Волыни есть классы бандуры в детских музыкальных школах. Или тамошние учителя могут подержать в руках эти издания? - Тиражи маленькие, потому что эти издания финансируют различные господа из-за рубежа. Некоторые выдаем тиражом в тысячу экземпляров, некоторые – в пятьсот. Нас интересует, прежде всего, чтобы эта информация была упорядочена и сохранилась. В таком случае позже можно будет сделать копии. Книги распространяем через Фонд имени Гната Хоткевича. На все музыкальные школы мы выслали письмо с информацией, какие книги вышли и где их можно приобрести. Но обычно музыкальные школы этих книг не покупают. Проблема в том, что харьковская бандура в Украине почти замерла. Сейчас есть попытки возродить ее во Львове, там на фабрике начали изготавливать диатоническая инструменты. Впрочем за созданные мастером инструменты следует платить дороже, чем за сделанные на конвейере. К тому же не хватает соответствующей литературы и преподавателей, обладающих харьковским способом игры. Не каждый может возродить то, чего он не знает. Поэтому надо, в первую очередь, напечатать эти материалы, сделать их доступными для заинтересованных людей. «Почему бы не импортировать бандуры из Канады?» - А как в США и Канаде получают бандуры? - Некоторое время сами делали инструменты. Впоследствии импортировали из Украины. Сейчас Черниговская фабрика перестала производить инструменты, то пришлось снова изготавливать собственноручно. Один мой знакомый в Торонто делает по восемь бандур за месяц. Он раньше работал слесарем на фабрике «Дженерал моторс» и научился, как делать инструменты серийно в домашних условиях. Сейчас он разработал бандуру из пластмассы, которую можно штамповать, используя технологию последней американской гитары. Внешне бандуры отделанные под дерево. Причем пластиковый инструмент стоит 60 долларов вместо 600, как деревянный. - Так такими инструментами можно обеспечить детские музыкальные школы? - Да. К тому же, такой вид пластика используют для изготовления пропеллеров для вертолетов. Можно бросить инструмент на землю – он не подерется. Такая бандура не тяжелая, удобная, имеет хороший звук. И, что немаловажно, такому инструменту не вредят влажность и температурный режим, которого сейчас не всегда соблюдаются в детских музыкальных школах Украины. - Могла бы такая бандура распространиться в Украине? - Мы предлагали в Министерстве культуры заказать нашем мастеру бандуры для музыкальных школ. Я напомнил, что электрогитары и синтезаторы Министерство закупает в Японии и Китае, почему бы не импортировать бандуры из Канады? Но в Министерстве организовали обсуждение этого вопроса на «круглом столе» и решили не покупать инструменты в Канаде. А между тем Черниговская фабрика и впредь не выпускает инструментов. Странно, но кажется нет ни одной книги, в которой бы история Украины отражалась в контексте уникального национального инструмента - бандуры. Просмотрев большую подборку книг по истории скачать историю бандуры нам не удалось. Если кто знает о существовании такой книги - оставьте ссылку в комментариях.
| |
|
Комментарів [ 2 ] | |
| |